Nabokov Nicolas (1903–1978)
Ode, Union Pasifik
Maria Shagush, Alexander Kisselev
Russian State Symphonic Cappella, Residentie Orchestra The Hague. Conductor Valeri Polyansky
Chandos (Full) 9768 (66:39) Rec. 2001 ©2002
Николас Набоков. Ода, „Union Pasifik“. Мария Шагуш, Александр Киселев. Государственная симфоническая Капелла России, […] оркестр Гааги. Дирижер Валерий Полянский
Одна из последних новинок английской звукозаписывающей компании „Chandos“ представляет миру дискографическую премьеру собрания сочинений Николаса (Николая Дмитриевича) Набокова, американского композитора русского происхождения, двоюродного брата автора „Лолиты“. Судьба Николаса не менее богата жизненными перипетиями, чем жизненный путь его именитого родственника. Будущий американский композитор родился 17 апреля 1903 года в России, где и получил первоначальное музыкальное образование (в частности, у В. И. Ребикова). Позднее, в 1920-е годы, он продолжил занятия композицией в Штутгарте и Берлине — у Феруччио Бузони и Пауля Юона (брата великого русского художника Константина Юона). Последующие годы творческой биографии композитора связаны с Америкой, к которой композитор испытывал особенно нежные чувства, и Францией, где он занимал один из руководящих постов в музыкальном департаменте ЮНЕСКО.
Наиболее ценная часть творческого наследия Набокова относится к годам сотрудничества композитора с труппой „Русских сезонов“ в Париже. Первым заказанным Дягилевым сочинением Набокова стала балет-оратория „Ода“, написанная в период между 1925 и 1928 годом. Премьера этого сочинения стала одним из самых ярких успехов труппы и пользовалась неизменным признанием во всем мире. Музыкальный язык „Оды“ довольно эклектичен и построен преимущественно на интонационном словаре русской музыкальной культуры от Римского-Корсакова до Стравинского. В самой идее эпического жанра балета-оратории явно чувствуется и влияние сочинений Карла Орфа. Написанная на тексты М. Ломоносова „Ода“ состоит из чередования арий, речитативов, хоров и ансамблей и в своей статичности мало пригодна для сценического движения.
Еще один балет Набокова „Union Pasifik“, написанный в 1934 году,— показательный пример стилистической мимикрии под американскую музыку первой половины ХХ столетия — музыку Копленда, Барбера. Сочинение реализует идею коммерческой музыки, воплощающей китчевую эстетику американской „популярной классической“ музыки. Пышная оркестровка, банальный гармонический остов и дешевая мелодика этого опуса в довершение всего оказывается снабженной букетом национальных американских песен типа „Янки Дудль“...
Очевидно, именно о такой музыке (естественно, вместо „Янки Дудль“ цитировались бы „Эх, яблочко“ или „Очи черные“) мечтали в 1948 году Жданов и Хренников...
Исполнение музыки Набокова весьма добротно — в меньшей степени это касается работы солистов-вокалистов, в большей — работы дирижера.
Валерий Полянский в этой записи выступает не столько в роли исполнителя музыки Николаса Набокова, сколько в амплуа своеобразного адвоката тех забытых композиторов, при изучении творчества которых картина развития музыкальной культуры ХХ столетия становится более ясной.
|